
Позавчера посетил лекцию, посвященную трэвл-журналистике. Читал ее главный редактор журнала "ЭКС". Я, разумеется, не получил инструкций-рекомендаций, как написать трэвл-репортаж, ну да ладно. Поражает, насколько же сам по себе жанр однообразный и инерционный. National Geographic 30-х г.г. практически неотличим от NG наших дней, разве что фотки уже не ч/б, плюс полиграфия. Парадокс, насколько разнообразен предмет, настолько же однообразен жанр.
Еще два момента. Один непонятный, другой интересный.
"В репортаже обязательно присутствует аналитическая часть". Хорошо, а что, собственно может представлять собой аналитику в путевых заметках? Антропологические сведения - это ведь тоже факты, не более. Жанр сам по себе дескриптивный, что тут анализировать, я не вижу.
Интересно, а какой трэвл-обзор написал бы номад? По идее у читателя должно сложиться ощущение, что текст написан разными людьми. У номада отсутствуют устойчивые личностные идентификаторы, стало быть, это будет "плохой" репортаж - без авторской позиции.
В конце-концов, мой ЖЖ - это тоже путевые заметки, только путешествую я в другом пространстве - пространстве текста. Получается почти как у М.Фуко: Вероятно, многие, так же как и я, пишут, чтобы больше не иметь своего лица. Не спрашивайте меня, кто я, и не требуйте, чтобы я оставался одним и тем же; это мораль удостоверения личности, это она проверяет наши документы.